«Чуйку» можно в себе воспитать. Главное — решиться на перемены»: Ирина Хакамада

26 октября в «Республике» Ирина Хакамада презентовала свою новую книгу «Рестарт. Как прожить много жизней». Эта яркая женщина, в прошлом политик, предприниматель и общественный деятель, многократно совершала «перезагрузку». Она меняла профессии, имидж, увлечения, мужей — невзирая на страх неизвестности, полагаясь только на интуицию. Хакамада считает, что личностный кризис настигает в любом возрасте; его стартовая точка — ощущение «Все достало! Не могу так больше». Мы расспросили Ирину: что делать в таком состоянии, как вернуть радость жизни, где взять сил на необходимый «рывок»?

Фото: Ирина Хакамада, автограф-сессия в книжном магазине «Республика»

 Ирина, «Рестарт» продолжает тему предыдущих книг — это развитие интуиции, отказ от приобретенного опыта ради новых путей. Расскажите как человек, неоднократно совершивший «перезагрузку», с какими трудностями сталкиваются те, кто решает начать жизнь с нуля?

— На протяжении 10 лет, что я читаю лекции, я вижу одни и те же проблемы, во всех городах. Вне зависимости от образования и условий роста, большинство людей употребляют слово «чую», «чуйка». Говорят, например: «Вот у меня есть знакомый, который чует, где деньги лежат. Он делает что-то и отлично зарабатывает. А я стою, ничего не понимаю». Причем, подразумевается не казино и не игра в покер, а бизнес, инвестиции, важные решения: что продать, что купить, за кого замуж выходить?

Многие считают, что чутье — природное качество, и воспитать его невозможно. А я знаю, что это возможно, — во всяком случае, в деловом, профессиональном аспекте, — когда ты разрушаешь все правила, делаешь все наоборот, и попадаешь «в точку», получая то, что другим недоступно. На чем основана такая «чуйка» и как она работает, я описываю в первой главе «Рестарта».

Не только пожилые, но и молодые боятся начинать новую жизнь. Казалось бы, энергии еще много, но только чуть-чуть от жизни получили — и все: образование не нравится, учиться в институте не нравится, работа не та. При этом человек не в состоянии начать все заново и взять на себя ответственность за свою жизнь. Вторая глава книги как раз о том, как решиться на перемены.

У взрослых людей все еще хуже, — там уже накопился опыт, сложились традиции, в голове мысли: «да куда мне». Третья глава посвящена главной проблеме всех русских людей — неумению управлять своими эмоциями и негативным настроением. Сама эмоция длится недолго, 3–4 минуты. Дальше в ход идет мысленная установка, которая мучит вас постоянно. Что с ней делать? Превращать эмоции в движущую силу.

Еще одна проблема: большинство людей (особенно в России), придя на работу, не в состоянии выстраивать отношения с людьми — с коллегами, начальником. Неспособны вести переговоры так, чтобы получать выгоду. В конфликтных ситуациях у нас возникает когнитивный диссонанс, — то есть, мысль «я-то про себя все знаю, а вот коллективное бессознательное меня бесит!».

Конфликт начинает взрывать любую компанию. Начальник пытается разобраться в противоречиях, но ни черта не получается, потому что руководитель — не психолог, он должен заниматься стратегией. Поручают эту роль эйчару, но эйчар тоже бессилен. Почему? Потому что так сложилось, что кадровики не разбираются в психологии людей, они максимум анкетируют и нанимают сотрудников. О том, как справляться с конфликтами и «переплавлять» эмоции, — четвертая глава.

И заключительная часть книги о том, что мы все хотим жить в кайф, но наваливается работа, и мы по 2–3 года не отдыхаем, ходим с мешками под глазами и считаем, что нам конец. Мы только пашем, пашем и пашем.

Вообще, что такое качество жизни? Как уметь творить, развивать интуицию, много работать и при этом прекрасно расслабляться? Как даже без отпуска набираться сил, освобождать голову, — об этом пятая глава.

 Вы говорите, что основа интуиции  воображение. Что помогает его развивать?

— Развивать воображение можно через искусство, но сейчас всем пофигу на классические музеи, в моде хайп. Огромное количество людей толпится на биеннале современного искусства, рассматривают всю эту хренатень и думают, что они что-то понимают. Я не против хайпа. Если 150 раз, ничего не понимая, куда-то сходить, то на 151 раз что-нибудь поймешь. Например, — что это полное говно. Это уже большое достижение, дальше пойдешь смотреть другое.

Но кроме хайпа есть еще душа. И современное поколение разучилось получать кайф от хорошей литературы, не обязательно классической, пусть даже современной.

— Что из современной литературы, на ваш взгляд, питает душу?

— Например, новый роман Пелевина «Тайные виды на гору Фудзи». Это стеб на уровне литературного шедевра. Пелевин, наконец, начал писать человеческим языком, при этом стебается так, что волосы дыбом встают.

Или Кадзуо Исигуро, самый популярный сейчас нобелевский лауреат, японец. Пишет так, что это улет полный! Вы как будто смотрите голливудское кино — настолько яркий, современный сюжет; при этом философия на уровне Достоевского и Толстого, а язык даже в переводе — прекрасен.

Или взять кино. Я недавно ходила на премьеру фильма Паоло Соррентино «Лоро». Фильм о Берлускони, идет 2 часа 20 минут, и это — шедевр. Когда вы смотрите, впечатление, что это снял если не сам Будда, то какой-то другой невероятный мудрец, которому лет 120. На самом деле, — молодой режиссер, ему всего 47. На премьере сидела одна молодежь, хипстеры. Ничего, конечно, не поняли. Слышу рядом шепоток: кто-то ударился в ханжество — говорит «это же практически порнуха». В фильме смыслов много, но ничего не увидели, потому что нет привычки размышлять.

Ирина Хакамада: «Если вы не развиваете интуицию, не интересуетесь искусством, вы становитесь приложением к компьютеру»

— Что делать людям, которые в искусстве не разбираются? У них дела, планы, бизнес, нет времени…

— Если вы хотите быть номером один, если хотите достичь успеха в бизнесе, в жизни, формировать креативные решения, до которых никто не догадался, — без воображения, которое развивает большое искусство, у вас все равно ничего не выйдет.

Молодое поколение очень знающее, очень быстрое, глобально мыслящее, реакция сумасшедшая, — уникальные выросли люди, особенно те, кому 20–25. Но есть проблема: воображения нет, креативности нет, они отрабатывают то, что создали другие. Не умеют общаться с людьми, не могут поговорить с инвесторами и те их сжирают с потрохами. Плюс ко всему — в психологии ничего не понимают, интригу вести не могут и абсолютно безоружны. Это результат «технологического выращивания». Поэтому искусство — как противовес — необходимо.

Приведу пример: мой знакомый стоматолог. Красив как бог, он собой любуется, из спортзала не вылезает. Но при этом — родители настояли на выборе профессии . Отец у него был стоматологом, дед был стоматологом. Парень от семьи ушел очень рано, выучился и, получив здесь образование врача, уехал в Америку. Там заново пришлось диплом подтверждать. Он получил лицензию, начал работать и быстро стал одним из лучших стоматологов Голливуда. Почему? Потому что человек — философ. Он считает, что в организме, как и во Вселенной, все взаимосвязано. Например, если выровнять челюсть, то у вас может перестать болеть спина, исчезнет напряжение в плечах, вы не будете корежить поясницу. После стоматологической операции выравнивается человеческий позвоночник, и это помогает человеку распрямиться во всех смыслах.

И вот представьте: этот же самый стоматолог пишет рэп, сочиняет музыку, выступает на сцене. Стихи у него сложные, философские, с матом-перематом, конечно. Потом у него два дня подряд операции с утра до ночи. В общем, человек конкретно вкалывает и одновременно уносится в творчество. Мне он говорит: сейчас такое время, что нельзя заниматься только одним, — нужно подключать творческую энергию, искусство.

— А как творчество помогает зарабатывать деньги, если не рассматривать сцену, шоу-бизнес?

— Пожалуйста, пример творческого мышления в бизнесе: маленькая красноярская фирма создала франшизу и за год стала межрегиональной компанией, захватила бешеное количество регионов. Они придумали фишку: недорогой клининг, который можно вызвать к себе на дом, как «Убер». Ты заходишь в приложение, там высвечивается твой адрес, и в любое время суток те рабочие, которые находятся ближе всех, прибегают к тебе с щетками, тряпками и драят тебе квартиру. Кому это надо? Ну, может ты кого-то убил и нужно срочно все убрать… (шутка!). Гостей ты ждешь поздно вечером, хочется чистоты; или наоборот, — гости пришли, все перебили, загадили и ушли, а у тебя сил нет. Причем, услуга не для богатых, богатые к себе не пустят. У них дома — бриллианты, золото и склады всего. А нормальный человек пустит, цена поэтому низкая.

Организаторы сервиса стали очень успешными. Я с ними обедала, когда была в Красноярске. Ребятам по 22 года, совсем «зеленые». Но начинаешь с ними о бизнесе говорить, все прекрасно понимают; просто хватают идеи и делают деньги. И все — меломаны, конкретно «сидят» на музыке.

— Книги для вас  больше бизнес или искусство?

— Издеваетесь? Какой это бизнес? Это дикая работа, за которую вы почти ничего не получаете! Мои книги читают не миллионы. Писательство превращается в бизнес, если у вас хотя бы миллионный тираж, — после этого начинаются деньги. Я зарабатываю меньше 1 доллара с каждой книги, вот и считайте. В первый год после выхода книги продается максимум 15 тысяч экземпляров.

— Почему вы считаете, что будущее за людьми «интуитами», а не за «логиками»?

— Потому что, если интуицию не развивать, искусством не интересоваться, ничего не выйдет у поколения, оно станет прогрессивным приложением к компьютеру, который всех сожрет. Машина работает по принципу «да — нет», перебирает варианты очень быстро и лучше, чем каждый из нас. Будущее есть у тех, кто помимо «да» и «нет» допускает вариант «может быть», то есть, творческую вариативность. Компьютеру это недоступно; в будущем может и появится искусственный интеллект, но нам до этого не дожить. Искусство будет играть важнейшую роль. Я заметила давно: талантливые люди в бизнесе всегда чем-то увлекаются из другой области.

Многие исследователи, политологи и социологи пишут о том, что в 21 веке будет востребован гуманитарный хомо сапиенс. При наплыве высокотехнологичных вещей, кажется, что только технари победят. Ни фига! Японцы это уже почувствовали, и на высокие должности берут людей с филологическим и философским образованием, — тех, кто видит картинку целиком. А в технологических штучках можно и на месте разобраться.

Технарь — он молодец: он здесь все знает, здесь, здесь. А когда нужна картинка целиком, он «пролетает». У меня муж — технарь, мы иногда до крови ссорились. Но потом он научился: я его приучила кино смотреть, книги художественные читать, историей и философией он сам заинтересовался, потом увлекся живописью. И прямо на глазах стал раскрываться, бизнес попер. Почему? Потому что при сочетании профессионализма, образования и гуманитарного развития расширилось сознание.

— Крупный успех чаще всего предполагает переход в режим многозадачности. Как быстро пополнять запасы энергии, особенно, если проекты масштабные, творческие, и от обилия задач едет крыша?

— Тут все просто: если у вас в команде два человека, значит, нужен третий. Если вас 10, возьмите одиннадцатого, и не надрывайтесь.

— Как соблюдать баланс между работой и личной жизнью? Например, вы завалены проектами, а друзья настойчиво зовут встретиться, обижаются, что вам вечно некогда…

— Если это действительно друзья, они не будут устраивать истерики, что вы не можете встретиться. Говорите: «Я очень хочу вас увидеть, но бабки — есть бабки. Ничего личного! В другой раз обязательно сходим в кино». Кино никуда не убежит, а возможность заработать может исчезнуть. Хотя я сама часто делаю наоборот: мне светят деньги, а я бегу на вечеринку какую-то сумасшедшую. Но я деньги при этом не проигрываю, а передвигаю. Я точно знаю, что эти деньги все равно заработаю, а вот если такую вечеринку пропущу, буду жалеть.

 Частный опыт не всегда может быть основой для общих выводов. И все же, на вашем примере  расскажите, как поддерживать востребованность и актуальность долгое время…

— … несмотря мой на возраст? (смеется) Договаривайте! Мне тут Ксения Собчак на дебатах гадость сказала: пусть Ирина сначала выступит, — старшим надо уступать.

Да ничего не нужно делать! Самое главное — думать о людях и о себе. Каждый раз думайте, — что бы вы такого хотели офигенного сделать, что вам очень нравится и что людям тоже понравится. Перестаньте пытаться быть хорошим для всех. Как только человек начинает об этом думать, он перестает всем нравиться. Это заметно: человек неискренний. Стив Джобс не думал, как понравиться людям! Он думал о том, как создать гаджет, который понравится всем. Он даже о деньгах думал в последнюю очередь, его волновало, как перевернуть мир.

Мне наплевать на славу и деньги, именно поэтому они у меня есть. Меня интересует сверхидея. В политике я выжила только благодаря тому, что у меня была сверхидея. Я не смогла ее до конца реализовать (и это заметно). Но! Упрощенный налог и вмененный налог я провела, на это убила 2 года жизни. Законы некоммерческих организаций, по которым сейчас работает почти все, — я провела, на это убила еще 2 года жизни. Сверхидея была: структурировать правила игры таким образом, чтобы каждый человек в стране мог себя реализовать, и тогда мир изменится.

А сейчас я лекции читаю. Сверхидея — сделать так, чтобы средний класс не ссал! Если даже деловые, образованные молодые люди будут ссать, тогда что вообще делать в нашей стране? Никакого будущего тогда не останется. А как я выгляжу, буду ли я популярной, сколько у меня продастся книг, — мне пофиг.

За 2,5 часа лекции можно уловить суть и энергию, но невозможно научиться. Нужен учебник, поэтому я пишу книгу. Но ни одна моя книга не основана исключительно на моем опыте. Я систематизирую материал. Иначе каждому придется перечитать очень много работ философов, психологов, религиозных деятелей. Вы закопаетесь, умрете и так и не поймете, что оттуда взять. Эту работу я делаю за вас и смотрю, где философская идея пересекается с моим опытом, — от Лао-Цзы до современной психологии, — это и есть крупица истины. Только после этого я имею право транслировать идею людям.

— Что будет в новом мире, о котором вы так часто пишете, с теми людьми, которые живут по принципу: дом — работа — смерть? Их можно как-то разбудить?

— Им будет очень хорошо, потому что искусственный интеллект всех заменит. Разбудить их невозможно, по одной простой причине: вы их разбудите на секунду, а федеральное телевидение их вгонит в сон на всю жизнь. И поскольку они, в силу своей «неразбуженности», выбирают федеральное телевидение, невозможно с этим состязаться.

Думайте о тех людях, которые вам близки, и делайте свой продукт для них. А потом пойдут волны. По чуть-чуть переворачивайте мир, не спеша, без войн, без революций — в своей профессии, своем продукте, в общении. Все, что я делаю, это только «для своих». Вот эти люди поймут меня, а я понимаю их. А потом начинается расширение круга естественным образом.

То есть, я никогда никого: а) не перевоспитываю; б) не бужу. Как только вы начнете «будить» людей (а они вас об этом не просят), у вас досрочно начнется язва желудка, неврастения, нервный срыв, либидо упадет, а вам никто за это «спасибо» не скажет.

Моя формула счастья и успеха:

— делай то, что тебе в кайф;

— делай ровно за те деньги, которые позволят тебе свободно работать в кайф;

— делай для людей, которые тебе в кайф;

— делай среди тех людей, которые тебе нравятся.

Только такая атмосфера породит продукт или услугу, которые будут менять мир. Еще раз: вы не пытаетесь заработать деньги, понравившись каким-то идиотам. Вы поддерживаете таких, как вы, и постепенно распространяете свои знания и идеи.

 В вашей новой книге каждая глава заканчивается художественным рассказом или новеллой. Расскажите, как у вас родились эти сюжеты?

— Про дом с привидением — реальный случай, но, конечно, с долей вымысла. Против моего желания муж купил в ипотеку странный дом. Я себя в нем плохо чувствовала. Потом появился призрак, который увидела я и дочь моего мужа.

Как родились другие сюжеты? Ну представьте, что вы сидите в странном доме целый месяц. Ничего не делаете. Я поняла, что не хочу заниматься бизнесом, не хочу лекции писать, читать умные книги — ничего не хочу. Но при этом я должна что-то делать. И вот когда я шла снизу вверх по лестнице и увидела привидение, которое смотрит на меня, пробило написать рассказ. Я начала, потом подружки приехали в гости, стали рассказывать всякие байки жизненные. Я их записала, отобрала лучшие истории, которые меня «торкнули», и довела каждую до небольшого триллера. Любой художник, даже такой мелкий писателишка как я, он если берет случай из жизни, все равно докручивает.

Например, рассказ про девушку, которая умерла от опухоли в голове — это тоже реальный случай. Мужчина влюбился в космическую красоту и «высосал» ее до дна.

У рассказов особая роль в книге — я специально разгружаю сложные главы, отвлекаю читателя. Человек отдыхает на художественных образах, и когда доходит до последней главы, понимает, как искусство помогает бизнесу и жизненному успеху в целом.

— Последний вопрос: как оставаться нежной и женственной, если работаешь как мужик?

— Секс надо вписывать в график. Нет времени? А вы найдите паузу и впишите. И прямо из постели — на деловую встречу. Бизнес даже лучше пойдет.

Можно все успеть, если постоянно себе говорить: «Включи женщину! Сейчас есть перерыв, включи женщину». Муж звонит или возлюбленный, — не надо ему говорить: «Ты знаешь, у меня столько дел, я прямо обалдела! Я и здесь, и тут!». Это мужчине не интересно. Он хочет услышать что-нибудь офигенное. Включите бабу: «М-и-и-и-лый! Как у тебя дела? Чем занимаешься? А я тут какой-то фигней болею». И скажите это, даже если у вас все поломалось, и вам тупой менеджер стоит в другое ухо что-то орет.

Пришли домой — то же самое, отключаете лошадь и включаете женщину. Все, вы жена, пусть и уставшая, но сексуальная. Скажите: «Дорогой, я так устала… Пойдем куда-нибудь выпьем, я так хочу шампанского..».

Оцените статью
«Чуйку» можно в себе воспитать. Главное — решиться на перемены»: Ирина Хакамада
Об аристократическом воспитании