Римский врач Асклепиад занимался лечением депрессии при помощи теплых ванн и смачиваний головы холодной водой, слабительных, массажа, легкими физическими нагрузками, диетой (исключение жирного мяса и вина). Он рекомендовал не оставлять человека в меланхолии одного и советовал ему при наступившем улучшении отправиться в путешествие.
Существует мнение, что депрессия — это расстройство, которое стало широко распространено только в современности, однако тексты античных времен указывают на то, что уже тогда люди страдали от этого недуга и пытались его лечить.
Мудрецы о депрессии
Гиппократ в своих работах описывал «меланхолию», которая очень напоминает современную депрессию. Знаменитый врач даже предлагал специфическое лечение этого состояния с использованием средств античной медицины.
Лечение меланхолии по Гиппократу заключалось в назначении настойки опия, тёплых очистительных клизм (он заметил, что меланхолия часто сопровождается запорами), в психологической помощи (он советовал «ободрять и веселить» пациента), тёплых ваннах, массаже и употребление минеральной воды из одного источника на Крите. Интересно, что в этой минеральной воде было обнаружено большое количество ионов брома, магния и лития — то есть она действительно могла помогать при лечении депрессии.
Гиппократ также указывал на связь депрессии с погодой и временем года, на сезонную цикличность настроения у многих людей, на улучшение состояния некоторых пациентов после бессонной ночи. Интересно, что такие методы как депривация сна и фототерапия применяются современными врачами при лечении депрессии.
В Эберсовском папирусе, в одной из известнейших медицинских текстов древнего Египта, также есть упоминание о депрессии. Несмотря на то, что в этой работе предлагаются мистические методы лечения депрессии (изгнание демонов, например), в ней также изложен опыт древних египтян о долгой истории наблюдения за этим расстройством, которая расценивается как болезнь, которую следует лечить.
Цицерон, римский политический деятель и писатель, в «Беседах о Тускулапах», так четко описывает проявления депрессии, что предполагается, что это знание основывается на его собственном опыте преодоления и тяжелого эпизода меланхолии. Он пишет: «…страх и скорбь возникают от мыслей о зле. Именно страх есть мысль о великом зле предстоящем, а тоска – о великом зле уже в наличии и к тому же свежем, от которого естественно встает такая тоска, что мучающемуся кажется, что он мучается поделом.
Эти-то волнения, словно некие фурии, напускают на нашу жизнь неразумие человеческое». Цицерон указывает, что «…всякое умственное расстройство есть бедствие, скорбь же или печаль подобно настоящей пытке». Если страх вызывает подавленность, то скорбь кроет в себе …изнурение, маразм, мучение, сокрушение, искажение и наконец, разрушение, разгрызение, уничтожение ума совсем».
Он ссылается на греческого философа Хризиппиуса, который описывал депрессию как «…растление самого человека», а также на Гомера, который говорил, что люди в меланхолии ищут уединения, что «…тело поддается лечению, для души – лекарств не имеется».
Цицерон писал, что самостоятельно выйти из глубокой меланхолии невозможно: «Это не в нашей власти заглушить в себе то, что вообразили злом, затаить или забыть таковое. Он грызет, пугает, колет, жжет, не дает дышать, а ты приказываешь забыть?». Он считал, что лучшим лекарством является время и поддерживающие беседы: «…самое важное при утешении – удалить от скорбящего то представление, будто бы скорбя, он выполняет справедливый и надлежащий долг».
Такой подход напоминает некоторые современные методы психотерапии при лечении депрессии. Цицерон считал, что при лечении депрессии важно помочь вернуть веру в будущее, что человеком «…будет выдержано самое острое страдание, если хотя бы издали ему видится надежда на что-то доброе».
Плутарх в своих работах описывает состояние, которое современная медицина называет психогенной депрессией. Юный царевич Антиох страдал от сильной меланхолии, чувства вины, ничего не ел, и угасал прямо на глазах. Придворный врач Эразистат решил, что причина меланхолии – тайная любовь. Это подтвердилось, когда врач обнаружил, что сердце юноши бьется, тело дрожит, а на лице выступают капли пота при виде его молодой мачехи. Эразистат сообщил причины болезни отцу, который был готов отказаться от жены, чтобы спасти сына от болезни.
Авл Корнелий Цельс хоть и не был врачом, но был автором энциклопедии по многим областям знаний древних римлян, из которых медицина занимала 8 томов. Он так описывает депрессию: «Меланхолия определяется как безумие, которое овладевает человеком на долгое время, начинается почти без лихорадки, а потом дает легкие припадки последней. Эта болезнь состоит из печали, которая, по-видимому, причиняется разлитием черной желчи».
Римский врач Асклепиад занимался лечением депрессии при помощи теплых ванн и смачиваний головы холодной водой, слабительных, массажа, легкими физическими нагрузками, диетой (исключение жирного мяса и вина). Он рекомендовал не оставлять человека в меланхолии одного и советовал ему при наступившем улучшении отправиться в путешествие.
Аретей Каппадовкийский в своих работах старается объяснить депрессию как ее физиологическими, так и психологическими причинами: «…черная желчь, заливает диафрагму, проникая в желудок, и вызывая там тяжесть и вздутие, расстройство психической деятельности, дает таким образом меланхолию. Но помимо этого, она может возникнуть и чисто психическим путем: какое-нибудь угнетающее представление, печальная мысль, вызывает совершенно аналогичное расстройство».
Его определение депрессии: «Угнетенное состояние души, сосредоточившееся на какой-либо мысли». Меланхолия может возникнуть сама по себе, без каких-либо внешних причин, так и может быть следствием неприятного события. Он считал, что продолжительная меланхолия может привести к равнодушию и безразличию человека, который при этом перестает правильно оценивать себя и окружающий мир, что волне согласуется с современными представлениями о природе и проявлениях депрессии.
Автор Константин Блохин