Змей Горыныч
Этот персонаж знаком многим по сказкам о богатырях, именно с этим чудищем сражались бравые молодцы. Но почему Змей именно Горыныч? Всё дело в том, что его прозвище происходит от глагола «гореть». Во многих былинах Змей описывался как трёхглавое чудище, способное изрыгать пламя, сжигающее всё на своём пути. Кроме того, возможно, такое прозвище обусловлено ещё и тем, что в славянской мифологии был бог Горыня, заведующий стихией огня.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Есть и другая версия, почему злобный Змей получил такое прозвище. Согласно ей, Змей жил в горах или горных пещерах, потому и стал Горынычем. Но в некоторых сказаниях местом жительства Горыныча является вовсе не пещера, а поляна в непроходимом лесу или вовсе белокаменные палаты. Вне зависимости от места жительства он всё равно назывался Горынычем.
В.М. Васнецов. «Кощей Бессмертный» (1926)
Кощей Бессмертный
В русских сказках Кощей — или Кащей — Бессмертный является постоянным противником богатырей и отъявленным злодеем. Но, по одной из версий, его прототипом был бог Карачун — повелитель мрака и холода, который впоследствии был переименован в Кащея.
Также некоторые исследователи русского фольклора считают, что прозвище Кощей связано со словом «кощун», что означает «колдун». Ведь во многих сказках Кощей умел колдовать, а владение магией на Руси было большим кощунством. Связано это имя и с внешним видом волшебников: как правило, они были костлявыми старцами.
Ещё по одной версии имя Кощей происходит от тюркского слова «кошчи» — невольник, пленник. И действительно, в нескольких сказках Кошей оказывается прикованным к стене крепкими цепями. А Бессмертным Кощея называли потому, что его смерть была надёжно спрятана в яйце, скрытом, в свою очередь, в различных животных и птицах.
Е. Рачев. Иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»
Лиса Патрикеевна
Изворотливая Лиса из русских сказок получила своё отчество отнюдь не случайно. В XIV веке литовский князь Патрикей стал наместником новгородского князя. Получив должность, князь стал подворовывать и плести различные интриги. Его дружина стала заниматься разбоем в окрестностях Новгорода. Поэтому в народе пошла привычка называть хитрых и пронырливых людей патрикеями. И эта привычка нашла отражение в русской сказке про хитрую Лису, получившую такое отчество.
Тугарин Змей
В нескольких былинах описано, как богатырь Алёша Попович раз за разом выходит на битву с Тугарином Змеем. У этого персонажа есть реальный прототип, существовавший в начале XI века. Им был хан из Половца Тугоркан из рода Шаруканидов. В переводе фамилия этого рода означает «змея». Хан был довольно жесток, поэтому им пугали непослушных детишек в деревнях. И после перевода имени и названия рода хана на русский язык он и стал Тугарином Змеем.
Георгий Милляр в роли Бабы-яги
Баба-яга
В русских сказках Баба-яга — злая старуха, наделённая волшебной силой. По одной из версий, происхождение её имени связано с характером ведьмы. Баба-яга была вечно чем-то недовольна и хотела то извести Иванушку, то зажарить детишек в печи. А на Руси злых и ворчливых женщин называли ягишнами.
По другой версии, Баба-яга носила шубу-безрукавку, которая и называлась яга. Также имя Бабы-яги связано с одним ритуалом язычников. Они делали куклу умершего человека, которая называлась «баба», и считали, что в неё вселяется дух покойного. После бабу заворачивали в ягу — шубу без рукавов, сшитую мехом наружу, — и помещали в сруб без окон и дверей, поставленный на сваи. Так имя Бабы-яги стали связывать с потусторонним миром, в некоторых старинных былинах она являлась проводником в мир мёртвых.
Иван Билибин. «Русалка в традиционном славянском представлении». 1934 г.
Русалка
На первый взгляд, имя этого враждебного человеку существа похоже на слова «русло» и «русый». Однако этимология этого имени уводит нас в античность, на берега Средиземного моря.
Был в Древнем Риме праздник Розалии («праздник роз»), посвященный умершим, во время которого гробницы украшались венками из роз. Славяне, пришедшие в Средние века на Балканы — территории, некогда бывшие частью Римской империи, — переняли праздник. От южных славян праздник, называвшийся уже русалиями, попал к восточным славянам. Как и римские розалии, у славян русалии продолжали оставаться праздником поминовения умерших, а души умерших стали называться русалками.
Вследствие сходства слов «русалка» и «русло» эти славянские «нимфы», обитавшие первоначально в лесах и полях, переехали в водоемы. Но отголоски первоначального сухопутного места обитания русалок сохранялись еще долго, поэтому у Пушкина, охотно использовавшего фольклорные мотивы, русалка сидит на ветвях.
Добрыня Никитич. Фрагмент картины В.М. Васнецова «Богатыри» (1898)
Добрыня Никитич
В славянской языческой мифологии было три исполина, выступавших всегда вместе: Дубыня, Горыня и Усыня. Они олицетворяли собой разрушительные силы стихий: земли, огня, воды. После крещения Руси их постепенно заменили три православных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Впрочем, Дубыня, Горыня и Усыня на какое-то время задержались в русском фольклоре и действовали параллельно с богатырями.
В Добрыне Никитиче дух языческого прошлого проявляется сильнее, чем в двух его коллегах. В его имени еще угадывается прозвание одного из трех архаических исполинов — Дубыни, лесного великана, олицетворяющего землю, занимающегося тем, что «дубьё верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет».
Интересно, что имена и функции трех языческих великанов не перенеслись автоматически на трех былинных богатырей, а распределились причудливым образом. Так, если Дубыня трансформировался в Добрыню, то Горыня, напротив, превратился в антигероя, противостоящего богатырям, — в Змея Горыныча. Третий «протобогатырь» — Усыня — тоже не исчез бесследно, его суперсилу (заимствование богатырской мощи от воды) взял себе все тот же Добрыня.
Иван-дурак
Во многих русских сказках есть Иванушка-дурачок — этакий простофиля, при этом умеющий выкручиваться из любых ситуаций. Своё прозвище он заслужил потому, что раньше дураками называли честных людей. Дураки не воровали, никого не обижали, и их считали неприспособленными к жизни людьми, имея ввиду, что, раз они не наживались на чужом горе, значит, были неумными. Кроме того, Иван в сказках всегда является младшим сыном в семье, имеющим старших братьев. Они-то и называли Ивана дураком, считая его неопытным юнцом.