Все отношения Михаила Козакова заканчивались разводами. После скандала с последней возлюбленной он лишился крыши над головой… Актер не раз говорил, что женится только потому, что не переносит одиночество. Однако в последние минуты жизни ни одна из его бывших избранниц не находилась рядом с ним, не держала его за руку…
Фильмы с его участием («Человек-амфибия», «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Соломенная шляпка» и др.), так же, как и его режиссерские работы («Безымянная звезда», «Покровские ворота»), стали признанной классикой советского кино. Им восхищались зрители, его любили женщины, он был женат 5 раз и стал отцом 5 детей, но на склоне лет остался совсем один…
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Эффект отрицательного обаяния
Михаил Козаков начал сниматься в кино в 22 года, и с первых же своих работ во второй половине 1950-х годов покорил сердца миллионов зрительниц. Ему часто предлагали роли военных, летчиков, разведчиков, и на заметить этого эффектного красавца на экранах было просто невозможно. Даже когда ему не доставались главные роли, он часто затмевал романтических героев. Так случилось с фильмом «Человек-амфибия», где главную роль исполнил Владимир Коренев, а Михаил Козаков воплотил образ главного злодея — жестокого и властного дона Педро Зуриты.
На Козакова обрушилась всесоюзная популярность и обожание тысяч поклонниц, которые симпатизировали именно ему, а не Ихтиандру. Владимир Коренев этому не удивлялся — он говорил, что у самого Козакова «было то самое отрицательное обаяние, которое необходимо для такой роли, эдакая манкость». И это безотказно действовало на женщин и за кадром.
Ошибки молодости
Со своей будущей первой женой Михаил Козаков познакомился еще в 8-м классе на школьном вечере — эстонка Грета Таар училась в соседней женской школе. Позже они поженились и провели вместе 10 лет, у них родилось двое детей — дочь Катя и сын Кирилл. Этот брак распался из-за неверности актера. Он всегда пользовался большим успехом у представительниц противоположного пола, а когда к нему пришла первая громкая популярность, поклонницы и вовсе не давали ему прохода. А он и не скрывал того, что ему очень льстит такое внимание к его персоне.
Владимир Коренев по этому поводу говорил: «Терпеть рядом с собой такого, как Миша, было невозможно. Когда он был на гастролях, все женщины вешались на него. Какая жена это будет терпеть?».
Козаков и сам не отрицал того, что не хранил верность супруге:
«Так случилось, что моя первая жена была моей первой женщиной. Нужно было восполнять пробелы. Восполнял. Случайные связи… Малорадостен был брак, безрадостны были и связи. «Живу, как все, — успокаивал я себя. — Любовь? Дело — вот главное в жизни». Расходиться я не помышлял. К тому же — дети. И я шатался…».
Второй брак актера с красавицей-грузинкой Медеей Берелашвили оказался самым коротким — уже через год она забрала их дочь Манану и уехала в Тбилиси. Позже в своих мемуарах «Актерская книга» Козаков отзывался об этом браке в уничижительном тоне:
«…Идиотская женитьба на малознакомой грузинской женщине с древнегреческим именем… Было венчание в тбилисской церкви, весь этот беспросветный сюр. Была и короткая жизнь в Москве в каких-то квартирах, которые я добывал и разменивал. Нет, жизнью это не назовешь. Это вообще никак не назовешь… Когда она захрипела, я опомнился, слава Богу, опомнился! Я душил ее, не из ревности — из ненависти».
Упущенные шансы и новые разочарования
Третьей женой Козакова стала переводчица Регина Быкова. Она оказалась самой терпеливой из всех его жен — она на протяжении 18 лет мирилась и с его тяжелым характером, и со слухами о бесконечных романах мужа. Говорили, что на съемках фильма «Безымянная звезда» у него завязались романтические отношения с Анастасией Вертинской, которые он даже не пытался скрывать.
Регина терпела так долго, что Козаков был ошарашен тем, что она вдруг решила подать на развод — однажды ей выпала возможность поработать переводчиком в Америке, она уехала и решила там остаться.
Их расставание Козаков переживал очень тяжело, он попросту не мог поверить в то, что его бросили. Из состояния депрессии ему помогла выйти новая любовь. Его четвертой женой стала молодая актриса из Кишинева Анна Ямпольская, которая после свадьбы ушла из профессии и полностью посвятила себя заботам о муже и их детях — сыне Мише и дочери Зое.
Анна была моложе актера на 25 лет, но их многие считали очень гармоничной парой. Вместе они пережили очень многое: в начале 1990-х гг. эмигрировали в Израиль, прожили там 5 лет — и вдруг решили развестись после 14 лет совместной жизни. Супруга с детьми осталась в Израиле, а Козаков вернулся в Россию. Он не раз говорил о том, что так и не смог найти своего места на чужбине и чувствовал себя там очень одиноким, а потому жить там не хотел.
Вскоре актер снова влюбился — в девушку по имени Виктория, которая была моложе него на 40 лет. Правда, вместе они прожили всего несколько месяцев, и Козаков в пятый раз связал себя брачными узами с уроженкой Нижнего Новгорода Надеждой Седовой. Когда они познакомились, ей не было еще и 20 лет. Уже через 4 года Козаков объявил ее аферисткой, выманившей у него крупную сумму и претендовавшей на его московскую квартиру, и разводился с ней через суд.
Расплата за ошибки
Из его квартиры Надежда так и не съехала, разбирательства длились долго, и от всех этих проблем ему захотелось уехать как можно дальше. Он решил отправиться в Израиль, где жила его бывшая жена и дети. Анне он признался в том, что на склоне лет ему пришлось поплатиться за свои ошибки.
В 2010 году Козакову поставили диагноз, который не оставлял ему никаких шансов: врачи прямо заявили о том, что на четвертой стадии заболевания они просто бессильны. Анна устроила его в «Дом отцов» — частный пансионат для престарелых. Ему обеспечили там надлежащий уход, но при этом актер снова чувствовал себя невероятно одиноким. Его старшие дети жили в России, где у них была своя жизнь и свои семьи, дочь Манана жила в Грузии, и единственным, кто находился с ним рядом в последние минуты, был младший сын Михаил.
Актриса Елена Коренева о нем писала:
«Меня не покидает мысль, что, имея внешность героя и красавца Кристиана, Михал Михалыч в душе был и сам похож на Сирано: его воспринимали не всегда тем, кем он, на мой взгляд, являлся… Я всё чаще думала о перипетиях судьбы Михал Михалыча. О том, как его бросало из театра в театр, из страны в страну, о его неприкаянности и бездомности. И о его открытости — он не прятал ни от кого свои драмы и поражения. Сам о них говорил. А свой успех сильно преуменьшал».
Талантливейший актер и режиссер, не раз говоривший о том, что его творческая ипостась для него значит намного больше, чем мужская, Козаков так и не смог реализовать на родине всех своих режиссерских замыслов и актерских амбиций, а в частной жизни вдруг оказался никому не нужен.
Он не раз говорил о том, что так часто женился просто потому, что панически боялся одиночества, но в самые страшные минуты Михаил Козаков остался один на один со своей бедой…