- В столице Франции сгорел один из ее символов — Нотр-Дам де Пари. Из-за пожара обвалилась крыша, шпиль и знаменитые часы. Однако удалось сохранить каркас здания и две башни. Из горящего здания спасли реликвии и ценные культурные экспонаты. В их числе — Терновый венец, который, согласно преданиям, возложили на голову Иисуса Христа перед распятием. Уцелел один из главных витражей — южное окно-роза. 16 бронзовых фигур евангелистов и апостолов не пострадали — их перед пожаром вынесли для реставрации…
- За почти тысячелетнюю историю Нотр-Дам-де-Пари пережил несколько войн, множество правителей и даже Революцию.
- Начало строительства
- Архитектура и скульптура
- Нотр-Дам как исторический персонаж
В столице Франции сгорел один из ее символов — Нотр-Дам де Пари. Из-за пожара обвалилась крыша, шпиль и знаменитые часы. Однако удалось сохранить каркас здания и две башни. Из горящего здания спасли реликвии и ценные культурные экспонаты. В их числе — Терновый венец, который, согласно преданиям, возложили на голову Иисуса Христа перед распятием. Уцелел один из главных витражей — южное окно-роза. 16 бронзовых фигур евангелистов и апостолов не пострадали — их перед пожаром вынесли для реставрации…
За почти тысячелетнюю историю Нотр-Дам-де-Пари пережил несколько войн, множество правителей и даже Революцию.
Начало строительства
Собор Парижской Богоматери — далеко не первая святыня, расположенная в центре Парижа. В IV веке здесь находилась раннехристианская церковь, чуть позже была возведена меровингская базилика. Ей на смену пришел собор эпохи Каролингов, а чуть позже — романский кафедральный собор. Камни последнего использовали при строительстве нового здания. Так что Нотр-Дам — наследник целой архитектурной традиции.
Строительство собора началось в XII веке, во времена правления Людовика VII. Считается, что первый камень в основание будущего храма заложил сам папа Александр III, таким образом торжественно освятив строительство. Правда, работы начались еще немного раньше по инициативе парижского епископа.
Строительство заняло почти два столетия. Нотр-Дам вырастал постепенно: сперва заложили фундамент, затем стены соборного хора, в 1182-м освятили главный алтарь. Интенсивному строительству мешало отсутствие финансирования: например, крышу соорудили на деньги, которые завещал епископ. В 1208-м жителям домов поблизости пришлось несладко: близлежащие здания, мешавшие работам, попросту снесли. В 1245-м, наконец, были достроены башни, к началу XIV века доведено до совершенства внутреннее убранство собора. И лишь в 1351-м строительство было окончено.
Собор Парижской Богоматери изнутри. Источник: Pinterest
Архитектура и скульптура
Посреди Парижа вознеслось прекрасное здание. 35-метровый собор длиной 130 метров и шириной 48 метров выделялся на фоне остальных строений французской столицы. Форма вытянутого креста традиционна для католических соборов, но в XII веке, когда только началось строительство Нотр-Дама, готический стиль еще не до конца утвердился в архитектуре, так что с привычными вертикальными линиями устремленных ввысь шпилей спорят горизонтальные. К тому же за два столетия собор сменил нескольких архитекторов, так что план здания регулярно менялся.
Снаружи Нотр-Дам украшен многочисленными скульптурами. Статуи знаменитой галереи королей, представляющие собой 28 королей из Ветхого Завета, были созданы в XIX веке — с теми, что установили изначально, приключилась удивительная история. В 1793 году, в ходе Великой французской революции, Конвент постановил «стереть эмблемы всех царств с лица земли». Тогда Робеспьер лично приказал обезглавить каменных королей. Как выяснилось позже, один парижанин выкупил изуродованные статуи и захоронил их под домом со всеми почестями. Сейчас головы средневековых скульптур выставляются в музее Клюни.
Головы средневековых статуй. Источник: Pinterest
Верхняя часть собора украшена скульптурами горгулий и химер, фотографии которых видел, наверное, каждый. Выполнены они были также в XIX веке. Главный шпиль собора в 1786 году разобрали и заменили новым. Вокруг него расположены четыре скульптурные группы с бронзовыми статуями апостолов и символами каждого из них. Интересно, что все они смотрят на Париж, и лишь взор святого Фомы, считающегося покровителем архитекторов, обращен к самому собору. По легенде, апостолу Фоме скульпторы «подарили» лицо одного из реставраторов храма.
Популярностью пользуются витражи, украсившие собор изнутри. Правда, поистине уникальными можно считать только стекла трех больших роз, созданных в XIII веке. Все остальные были разрушены в XVIII столетии. Почти сотня витражей была восстановлена уже в XIX веке.
Витражи Нотр-Дама. Источник: Pinterest
При строительстве собора не обошлось из без мистики. Легенда гласит, что прекрасные фигурные ворота были созданы при помощи дьявола: якобы кузнецу, ковавшему их, однажды ночью явился нечистый. Наутро служитель храма обнаружил кузнеца без чувств, а рядом с ним — удивительное стальное кружево. Ворота установили, но вдруг поняли, что их невозможно открыть: замки поддались только после того, как их окропили святой водой.
Нотр-Дам как исторический персонаж
На протяжении почти девяти столетий Нотр-Дам играл важную роль в истории Парижа и Франции. В нем короновали и венчали императоров, здесь проводились отпевания монарших особ. Нотр-Дам стал местом заседания первого парламента Франции — созванных в 1302 году Генеральных штатов.
В благодарность за то, что Богородица подарила Анне Австрийской ребенка после долгого бездетного брака, в соборе планировали установить новый алтарь. Но исполнить обещанное удалось лишь десятилетия спустя. Именно тогда в храме обнаружили фрагменты колонны, установленной в храме IV века — так называемый Столп корабельщиков. Во время революции Нотр-Даму пришлось несладко: его грозились снести, но после просто объявили Храмом Разума. Лишь при Наполеоне собор освятили снова. Вернуть былое значение собору помог Виктор Гюго, воспев главную святыню Парижа в одноименном романе. В 1841 началась реставрация храма.
Шпиль и башни собора Парижской Богоматери. Источник: Pinterest
В соборе Парижской Богоматери хранится также одна из величайших реликвий христианского мира — терновый венец Христа. До середины XI столетия он находился в Иерусалиме, откуда его увезли византийские императоры. Последний император латинской империи Бадуин де Куртенэ II заложил его в Венеции, откуда больше не смог выкупить. Людовик IX лично приобрел венец и в 1239 передал его в Нотр-Дам.
Екатерина Астафьева