Эмоции наших детей – как на них реагировать

Воспитывайте детей эмоционально зрелыми людьми. Называйте чувства, рассказывайте, откуда они взялись и что с ними делать. Покажите, что эмоции не враги нам, что они не портят, а облегчают нам жизнь.

Родители любят своих детей. И эти же родители иногда на своих детей злятся. Обычно родители стараются свою злость не показывать. Ну как любящая мама может испытывать такое «нехорошее» чувство? И злость превращается в глухое раздражение.

Чувства и эмоции детей

А еще все люди иногда испытывают страх. Но не признают его, стараются не замечать, и страх превращается в постоянную тревогу.

Грусть часто заедается шоколадками, булочками и мороженым. Она на время отступает. Возвращается и опять «получает» шоколадку.

Так переживают эмоции многие взрослые. А дети?

Человеческий детеныш появляется на свет с приданным – врожденными, базовыми эмоциями. Это страх, злость, грусть, радость и отвращение. Чуть позже присоединяются вина и стыд.

Малышу с рождения знаком весь спектр чувств. Но он еще не знает, о чем говорят эти чувства. Тем более не знает, для чего они нужны.

Откуда вообще мы получаем первые знания об этом мире? Наш мир сначала – это наша мама или другой значимый взрослый, который за нами ухаживает.

Именно этот человек, главный в жизни любого ребенка, является его зеркалом – показывает реакцию окружающего мира на то, как малыш выглядит, что он делает и даже на то, что он чувствует.

У наших древних предков не было речи, главного средства коммуникации. Эмоции и реакция тела на них – мимика, жесты, позы – показывали соплеменникам то, что невозможно было сказать словами.

Это был универсальный, всем понятный язык, позволявший общаться задолго  до появления настоящего языка.

Так и ребенок, который еще не умеет объяснить словами, что он злится, потому что уронил игрушку, кричит и топает ножками. И мама объясняет: «Ты злишься, потому что упал мячик».

Учиться определять свои чувства и знать, что с ними делать, необходимо так же, как учиться ходить и говорить. Уметь выразить то, что чувствуешь, словами, иногда более полезный навык, чем навык читать и писать.

Что происходит, если ребенка воспитывают родители, бабушки, дедушки, которые сами не умеют определять свои эмоции? Многие взрослые предпочитают не замечать их, не признавать и, тем более, не проговаривать словами. В нашей культуре принято, к тому же, ориентироваться на внешнюю оценку. «Что скажет Марья Алексеевна» часто гораздо важнее того, что чувствую я сам и мои близкие.

В таком случае в ответ на свои чувства ребенок получит искаженное отражение.

Вы наверняка слышали, а может и сами говорили детям: «Ничего не страшно! Нет никого под кроватью!»; «Разве можно злиться на маму? Ай как нехорошо!»; «И чего ты нюни распустил? Приедет мама через неделю! Ты же с бабушкой остался, не с чужими людьми!»; «Что ты скачешь, как ненормальная? Чего тут радоваться? Обычное дело!»

Что услышит и запомнит маленький человек? Что он будет транслировать в мир, когда повзрослеет?

Мои эмоции – ничто. Я ничего не чувствую. А если чувствую – это неправильно, стыдно, это нужно скрывать. И несет он это отношение к себе, своим и чужим чувствам дальше. Своим партнерам, своим детям. А они еще дальше. И так до бесконечности.

А всего-то нужно знать, что эмоции – врожденная способность живого существа понимать свои актуальные потребности. Каждая эмоция обозначает вполне конкретную проблему.

Страх сигналит о возможной опасности и побуждает нас к действию. Даже в теле страх ощущается как дрожь, иногда только движение помогает избавиться от этого неприятного ощущения.

Злость говорит о нарушении границ и необходимости их защищать или добиваться желаемого. Кто-то посягает на нашу собственность, время, ресурсы. Или не дает нам то, что мы пытаемся получить (те же ресурсы или время).

Грусть показывает нам нашу уязвимость, сигналит, что сейчас мы в чем-то остро нуждаемся. И призывает найти это жизненно необходимое «что-то» и дать его себе. Это какая-то крайне важная нам ценность. Если мы не в контакте с ней, нам грустно.

Не игнорируйте свои эмоции, не пытайтесь «не чувствовать». Отнеситесь к ним, как к лучшим друзьям и главным советчикам.

Как много времени современные родители уделяют обучению детей: развивающие игры, кружки и секции, выбор лучшей школы и лучшего окружения.

И как часто забывают научить тому, что сделает человека счастливым без второго языка и третьего образования.

Воспитывайте детей эмоционально зрелыми людьми. Называйте чувства, рассказывайте, откуда они взялись и что с ними делать. Покажите, что эмоции не враги нам, что они не портят, а облегчают нам жизнь.

Объясните детям, что эмоции не раз подскажут им выход из сложной ситуации и помогут «выжить» в городских джунглях, как когда-то помогали выжить нашему древнему предку в джунглях вполне реальных.

Автор Ирина Шелухина

Оцените статью
Эмоции наших детей – как на них реагировать
Красивое стихотворение Ларисы Рубальской «Одна»