Как же хвалить ребёнка, чтобы поддержать, дать ощущение ценности, не делая его зависимым от похвалы?
Я люблю слово — «молодец». И думаю о том, как же сделать, чтобы «я молодец!» звучало силой внутри нас, а не вопросом в глазах детей и взрослых. Чтоб наша похвала не стала «несущей стеной» для самооценки.
Как хвалить своих детей?
- Важно помнить, что и награды, и наказания со временем снижают мотивацию.
- Самооценка не сможет «повыситься снаружи». Все наклейки, подарки, оценки, похвала, лайки — дают временный эффект. И формируют зависимость. А у ребёнка/взрослого так и не появляется устойчивой уверенности в своих силах, талантах, компетентности. И каждый раз приходится вновь учиться «присваивать» себе результат.
- Идеально, конечно, если действие и полученный результат (удовольствие от него (рисунок, навык, действие, школьная оценка в конце концов) сами по себе становятся радостью и «наградой».
- Малыши- дошкольники все же ориентированы на получение вознаграждения действий. Наклейками, например, подкрепляются их усилия. Но нам обязательно важно фокусировать внимание и на «внутреннем результате».
- Я часто замечала — когда хвалишь человека, говоришь, какой же молодец, какой умница и проч — он будто нарочно пытается опровергнуть слова, будто сомневается в искренности.
Основной принцип — не просто говорим слово «молодец», «умница», а фокусируем внимание на том, что именно «хвалим». именно это даёт ощущение значимости, ощутимости сделанного.
Если мы отмечаем ценность, а затем говорим частицу НО — это обесценивает все ранее сказанное.
Похвала: молодец! Я тобой горжусь! Хороший мальчик/девочка.
Поддержка: мы акцентируем внимание на том, что именно «мы поддерживаем», нам важно назвать, что именно мы видим самым ценным.
Ребенок: я красиво нарисовала?
Похвала: какой талантливый (красивый) рисунок!
Поддержка: такая яркие краски! На рисунке и солнце, и радуга, и окошки в доме видны, а это — похоже — собака на улице! Тебе нравится рисовать? — это очень чувствуется.
* когда ребёнок ощущает «поддержку» — он начинает сам рассказывать о том, что ещё нарисовал, что получалось, а что было сложным, что собирается делать. Когда мы хвалим — остаётся ощущение некой неудовлетворенности или Ребенок может неожиданно сопротивляться похвале.
Ребенок: я сегодня получил 12 баллов по математике
Похвала: ты у нас гений!
Поддержка: ты так много занимался (тебе интересна математика, ты решил все примеры, а что было самым сложным?)
Похвала: хороший мальчик, сам надеваешь колготы!
Поддержка: ты сам совершенно без помощи разобрался и надел! Я даже не заметила, как быстро ты это сделал.
Похвала: ты прирожденный писатель! Лучше всех пишешь сочинения!
Поддержка: когда я читала твое сочинение, я как будто бы видела и слышала все, что ты описываешь, и шум ручья, и шелест ветра в деревьях, и видела людей — так точно и красиво были подобраны слова. Так пишут писатели.
Примеры, как можно заменить предложения с частицей НО в общении с детьми:
- Ты так замечательно справился с заданием! Молодец, но сделал не аккуратно. (Вариант поддержки: все цифры/ буквы на странице словно стройные деревья в лесу. А вот эти — будто наклонил ветер. А тут — лужа после дождя?
- Ты собрал игрушки, но мог бы и быстрее. (Вариант поддержки — о! Игрушки были собраны со скоростью супергероя спортсмена! Ещё несколько минут и был бы новый мировой рекорд).
И я заметила, что когда, благодаря человека, говоришь не просто «спасибо», а обозначаешь, за что именно благодарен — сама благодарность становится более искренней и значимой.
Автор — Светлана Ройз