Как правильно хвалить детей: советы психолога

Как же хвалить ребёнка, чтобы поддержать, дать ощущение ценности, не делая его зависимым от похвалы?

Я люблю слово — «молодец». И думаю о том, как же сделать, чтобы «я молодец!» звучало силой внутри нас, а не вопросом в глазах детей и взрослых. Чтоб наша похвала не стала «несущей стеной» для самооценки.

Как хвалить своих детей?

  • Важно помнить, что и награды, и наказания со временем снижают мотивацию.
  • Самооценка не сможет «повыситься снаружи». Все наклейки, подарки, оценки, похвала, лайки — дают временный эффект. И формируют зависимость. А у ребёнка/взрослого так и не появляется устойчивой уверенности в своих силах, талантах, компетентности. И каждый раз приходится вновь учиться «присваивать» себе результат.
  • Идеально, конечно, если действие и полученный результат (удовольствие от него (рисунок, навык, действие, школьная оценка в конце концов) сами по себе становятся радостью и «наградой».
  • Малыши- дошкольники все же ориентированы на получение вознаграждения действий. Наклейками, например, подкрепляются их усилия. Но нам обязательно важно фокусировать внимание и на «внутреннем результате».
  • Я часто замечала — когда хвалишь человека, говоришь, какой же молодец, какой умница и проч — он будто нарочно пытается опровергнуть слова, будто сомневается в искренности.

Основной принцип — не просто говорим слово «молодец», «умница», а фокусируем внимание на том, что именно «хвалим». именно это даёт ощущение значимости, ощутимости сделанного.

Если мы отмечаем ценность, а затем говорим частицу НО — это обесценивает все ранее сказанное.

Похвала: молодец! Я тобой горжусь! Хороший мальчик/девочка.

Поддержка: мы акцентируем внимание на том, что именно «мы поддерживаем», нам важно назвать, что именно мы видим самым ценным.

Ребенок: я красиво нарисовала?

Похвала: какой талантливый (красивый) рисунок!

Поддержка: такая яркие краски! На рисунке и солнце, и радуга, и окошки в доме видны, а это — похоже — собака на улице! Тебе нравится рисовать? — это очень чувствуется.

* когда ребёнок ощущает «поддержку» — он начинает сам рассказывать о том, что ещё нарисовал, что получалось, а что было сложным, что собирается делать. Когда мы хвалим — остаётся ощущение некой неудовлетворенности или Ребенок может неожиданно сопротивляться похвале.

Ребенок: я сегодня получил 12 баллов по математике

Похвала: ты у нас гений!

Поддержка: ты так много занимался (тебе интересна математика, ты решил все примеры, а что было самым сложным?)

Похвала: хороший мальчик, сам надеваешь колготы!

Поддержка: ты сам совершенно без помощи разобрался и надел! Я даже не заметила, как быстро ты это сделал.

Похвала: ты прирожденный писатель! Лучше всех пишешь сочинения!

Поддержка: когда я читала твое сочинение, я как будто бы видела и слышала все, что ты описываешь, и шум ручья, и шелест ветра в деревьях, и видела людей — так точно и красиво были подобраны слова. Так пишут писатели.

Как правильно хвалить детей: советы психолога

Примеры, как можно заменить предложения с частицей НО в общении с детьми:

  • Ты так замечательно справился с заданием! Молодец, но сделал не аккуратно. (Вариант поддержки: все цифры/ буквы на странице словно стройные деревья в лесу. А вот эти — будто наклонил ветер. А тут — лужа после дождя?
  • Ты собрал игрушки, но мог бы и быстрее. (Вариант поддержки — о! Игрушки были собраны со скоростью супергероя спортсмена! Ещё несколько минут и был бы новый мировой рекорд).

И я заметила, что когда, благодаря человека, говоришь не просто «спасибо», а обозначаешь, за что именно благодарен — сама благодарность становится более искренней и значимой.

Автор — Светлана Ройз

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Как правильно хвалить детей: советы психолога