Виктор Эмиль Франкл (1905 — 1997) — австрийский психиатр, психолог, философ и невролог. Известен как создатель логотерапии (буквально: исцеление смыслом) — динамично развивающегося направления в экзистенциальной психологии и психотерапии и как основатель третьей венской школы (после психоанализа Фрейда и индивидуальной психологии Адлера).
Родился в Вене в еврейской семье. После окончания гимназии изучал медицину в Венском университете, где позднее выбрал специализацию в области неврологии и психиатрии. Особо глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств.
В 1933–1937 годах возглавлял отделение по предотвращению самоубийств одной из венских клиник. Пациентами Франкла стали свыше тридцати тысяч женщин, подверженных риску самоубийства. Тем не менее с приходом к власти нацистов в 1938 году Франклу запретили лечить арийских пациентов по причине его еврейского происхождения. Франкл занялся частной практикой, а в 1940 году возглавил неврологическое отделение Ротшильдской больницы, где также работал нейрохирургом. В тот период это была единственная больница, куда допускали евреев.
25 сентября 1942 года Франкл, его жена и родители были депортированы в концентрационный лагерь Терезиенштадт. В лагере Франкл встретил доктора Карла Флейшмана, который на тот момент вынашивал план по созданию организации психологической помощи вновь прибывающим заключённым. Организовать выполнение этой задачи он поручил Виктору Франклу как бывшему психиатру.
Всё своё время пребывания в концлагере Франкл посвятил врачебной деятельности, которую он, естественно, держал втайне от СС. Вместе с другими психиатрами и социальными работниками со всей Центральной Европы он оказывал заключённым специализированную помощь. Задача службы состояла в преодолении первоначального шока и оказании поддержки на начальном этапе пребывания.
Кроме того, их группа психологической помощи предотвращала самоубийства: Франкл организовал службу информации, и когда кто-нибудь выражал суицидальные мысли или проявлял действительное намерение покончить с собой, то ему тут же сообщали об этом.
«Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, в своей жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, „зачем“ жить, преодолеет почти любое „как“».
В 1944 году Франкл был переведён в Тюркхайм, один из лагерей системы Дахау. Здесь он провёл следующие шесть месяцев в качестве чернорабочего. Его жена была переведена в концентрационный лагерь Берген-Бельзен и там погибла. Отец Франкла скончался в Терезинштадте от отёка легких, мать была убита в Аушвице.
27 апреля 1945 года Франкл был освобождён американскими войсками. Из членов семьи Франкла выжила только сестра, эмигрировавшая в Австралию.
После двух лет семи месяцев заключения в концлагерях Франкл вернулся в Вену. В 1945 году он закончил свою всемирно известную книгу «Сказать жизни „Да!“: Психолог в концлагере».
Человек окончательно становится человеком тогда, когда без остатка растворяется в деле или посвящает себя служению другому. Он в полной мере становится собой, только если не замечает и забывает себя.
***
Борьба свободы человека с его судьбой и составляет, по сути, человеческую жизнь.
***
Человек не только действует в соответствии с тем, что он из себя представляет, — он становится таким, каковы его действия.
***
Из постоянного делания добра получается в конце концов доброе существование.
***
Человек чем-то похож на самолет. Самолет может ездить и по земле, но чтобы доказать, что он — самолет, он должен подняться в воздух. Так же и мы: если не поднимемся над собой, никто и не догадается, что мы можем полететь.
***
Быть человеком — значит чувствовать напряжение между тем, что есть, и тем, что должно быть, — это обязательное и неотменяемое условие.
***
В отличие от животного человек не может воспользоваться подсказкой инстинкта, чтобы понять, как ему нужно поступить; в отличие от людей, живших в прежние эпохи, он не опирается на традицию, прямо указывающую, что он должен делать, поэтому он часто теряется и не знает, чего же он, собственно, хочет…
***
Поведение человека определяется не обстоятельствами, которым он вынужден подчиняться, а решениями, которые он принимает сам.
***
Только под ударами «молота судьбы», в горниле страданий жизнь приобретает образ и форму.
***
Если бы мы были бессмертны, то бесконечно отодвигали бы дела на потом… Только неизбежная смерть заставляет нас использовать отпущенное нам время.
***
Первыми ломались те, кто верил, что скоро все закончится.
За ними идут те, кто не верил, что это когда-нибудь закончится.
Выжили те, кто сосредоточился на своих действиях, без ожиданий того, что может произойти или не случиться.
***
То, что мы осуществили в нашей жизни, — это наше внутреннее богатство, которое никто и ничто не может у нас отнять.
***
Человек — это существо, которое постоянно принимает решения.
И что же он решает?
Чем он будет в следующее мгновение.
***
Что же такое человек? Это существо, которое всегда решает, кто он. Это существо, которое изобрело газовые камеры. Но это и существо, которое шло в эти камеры, не теряя достоинства, с поднятой головой и с молитвой.
***
Человеческое бытие в собственном смысле этого слова начинается <…> лишь тогда, когда человек поднимается над всякой предопределенностью, и делает это за счет того, что можно назвать «упрямством духа».
***
Страдание — в том числе и чувство вины — имеет смысл, если оно делает тебя другим.
***
Правила игры в этой жизни не требуют от нас победы любой ценой — они требуют, чтобы мы никогда не отказывались от борьбы.
***
Как часто вид неба открывается нам лишь поверх руин.
***
Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос.
***
Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни.