Мастер кунг-фу из Шаолиня о 5 состояниях разума, которые становятся преградой в жизни, и как им противостоять

Пять ключевых состояний разума, которые не дают нам видеть мир таким, каков он есть, принимать разумные решения и жить более счастливой и гармоничной жизнью.

Наш путь к полному осознанию смысла нашей жизни и нашего предназначения — или достижения полного «познания себя» начинается в ту же секунду, когда мы рождаемся. Но для того, чтобы достичь требуемого для этого терпения, дисциплины и осознанности, нужна немалая целеустремленность.

На моем пути к становлению мастером Шаолиня я провел почти 30 лет за изучением того, как разум взаимодействует с телом. Это важнейшая часть культуры боевых искусств и философии Шаолиньського монастыря, история которого насчитывает вот уже более 1500 лет.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Одной из самых важных частей учения Шаолиня являются «пять помех познанию себя». «Пять помех» — это пять ключевых состояний разума, которые не дают нам видеть мир таким, каков он есть, принимать разумные решения и жить более счастливой и гармоничной жизнью.

1. Чувственные желания

Чувственные желания являются стремлением к удовольствию вопреки всему, и оно возникает тогда, когда мы испытываем сильную тягу к чему-то, что стимулирует одно или больше из наших пяти чувств (зрение, слух, запах, прикосновение или вкус).

Представьте, что всю последнюю неделю вы готовились к участию в марафоне, отдавая этому все свои силы и внимание. Но в начале второй недели вы отвлекаетесь на уведомление на смартфоне, требующее вашего внимания.

И вместо того, чтобы продолжить тренировку, чтобы быть максимально готовыми в моральном и физическом плане к участию, вы сдаетесь, опускаете руки, и несколько часов кряду листаете ленту социальных сетей. В результате время, которое вы выделили на тренировку, оказывается растрачено зря, ритм тренировки нарушен, и вы упускаете свой шанс на победу.

Чувственные желания — это далеко не всегда что-то плохое. Но вы должны помнить о том, что любое желание (здоровое или нездоровое) может с легкостью превратиться в одержимость или пристрастие, способное отвлечь нас от наших настоящих жизненных целей.

Практикуйте преодоление таких желаний. Единственный способ противостоять отвлекающим вас чувственным желаниям — тщательно и глубоко обдумать, что будет, если вы им поддадитесь. Так что в следующий раз, когда вас будет одолевать чувственное желание, спросите у себя следующее: Поможет мне это или повредит в долгосрочной перспективе? Как именно?

2. Злонамеренная воля

Злонамеренная воля является полной противоположностью чувственного желания. Это состояние разума, когда вы не хотите чего-то из-за испытываемого к этому чему-то сильного чувства неприязни или отторжения. Вы можете испытывать эти чувства в отношении какого-то рода деятельности, ситуации или человека.

Представьте, к примеру, что все, что вам нужно для того, чтобы вернуть в норму отношения с вашим лучшим другом — это сесть с ним за чашкой чаю, и поговорить по душам о ваших общих проблемах. Но так как вы ненавидите потенциально конфликтные ситуации, даже лишенные насилия и доброжелательные, вы избегаете этого разговора вообще. И, скорее всего, вы поступаете таким же образом и с другими ситуациями подобного рода.

Негативные эмоции, такие как гнев, страх и раздражение, являются естественной частью нашей жизни. Но если мы будем зацикливаться на них, это встанет непреодолимой преградой на вашем жизненном пути, так как мы очень надолго «застрянем» в этом эмоциональном состоянии.

Практикуйте преодоление злонамеренной воли: Вместо того, чтобы игнорировать вашу неприязнь или отторжение, постарайтесь докопаться до корня этого чувства. Если вы не любите конфликтные ситуации, спросите себя, почему. Не могло ли это быть вызвано тем, что вам не удалось найти устраивающее вас решение предыдущих конфликтных ситуаций? Вернитесь в своих мыслях в прошлые ситуации подобного рода, и задайте : Что  тогда пошло не так? Что вы могли бы изменить, чтобы повлиять на исход?

Постарайтесь воспринять новую ситуацию в качестве возможности отказаться от своих прошлых шаблонов поведения и попробовать что-то новое.

3. Лень и пассивность

Состояние недеяния ведет к лени и пассивности. Недеяние является результатом низкого уровня энергии и недостатка мотивации. Как лень, так и пассивность могут проявляться в форме ощущения побежденности, мыслей о бессмысленности любых поступков, нежелания двигаться вперед, или даже депрессии.

Возможно, лень и пассивность стали для вас помехой в карьерном росте, так как вы не чувствуете себя мотивированными выполняемой вами работой, или не считаете, что вы достаточно хороши.

В буддийских традициях это чаще всего описывается как пленение разума. Чем чаще вы позволяете ему контролировать ваш разум и тело, тем быстрее вокруг вас вырастут стены темницы.

Практикуйте преодоление лени и пассивности. Как и со всеми прочими помехами, вам нужно определить, что именно привело вас к этому состоянию разума. А после напомните себе о своих целях, и почему именно вы начали к ним стремиться. Начните предпринимать шаги, нужные для того, чтобы пробиться через окружившие вас стены лени и пассивности. Начните с чего-то легкого и незначительного, скажем, с легкой медитации, или постарайтесь найти себе наставника, который мог бы помочь вам в этом.

4. Беспокойство

Беспокойство является следствием разума, ввергнутого в хаос. Это часто случается с людьми, испытывающими постоянное беспокойство или тревогу в отношении будущего, или осуждающих других людей (а то и себя самих) за их поступки.

В буддизме состояние беспокойства разума чаще всего называется «разумом обезьяны». Ваш разум становится подобен обезьяне, постоянно перепрыгивающей с одной ветки на другую, и неспособной долго удерживать свое внимание на чем-то одном.

Когда наш разум переполняет беспокойство, мы становимся весьма восприимчивы к собственным внезапным прихотям, и можем совершать поступки, о которых после сильно жалеем, подливая масла в костер самобичевания.

Практикуйте преодоление беспокойства: Замечайте, когда ваш разум становится беспокойным. Ваш разум может внезапно наполниться раздражением из-за чего-то, что вы сделали еще неделю назад, и о чем с тех пор пожалели. Признайте это чувство, поймите его, а после отпустите.

Одним из наиболее эффективных способов преодоления беспокойства является медитация. Смысл ее в том, чтобы очистить ваш разум от ненужного мусора, чтобы вы могли обрести мир и спокойствие в настоящем.

5. Скептическое сомнение

Скептическое сомнение ведет к неконтролируемым сожалениям и сомнениям. Эту помеху можно сравнить с бочкой воды, смешанной с грязью, а после еще и помещенной в темную комнату. При слабом свете вы вряд ли сможете разглядеть что-то на дне бочки с мутной водой.

Вы можете сомневаться в своих способностях («Действительно ли я могу это сделать?» «А что, если у меня ничего не получится?»), в совете наставника («Он недостаточно опытен», «Да я сам разбираюсь в этом лучше, чем он»), или в собственных решениях («А правильно ли я поступаю?», «Что, если это не закончится ничем хорошим?»).

Практикуйте преодоление скептического сомнения: На самом деле сомнение может быть вашим другом, а не врагом. Оно может быть признаком того, что вам нужно сделать шаг назад, чтобы вновь все обдумать, или указывать на то, что какое-то ваше решение или порученное вам задание идет вразрез с вашими глубинными ценностями.

Присмотритесь получше к вашим сомнениям. Спросите у себя, резонной ли вам кажется логика, стоящая за этим сомнением, и есть ли она там вообще? А может быть, это сомнение всего лишь стоит на вашем пути к цели?

Оцените статью
Мастер кунг-фу из Шаолиня о 5 состояниях разума, которые становятся преградой в жизни, и как им противостоять
Советы Ричарда Брэнсона в четырех письмах самому себе