Человек может в некоторых вопросах оставаться тайной для самого себя. И некоторые мысли его просто ставят в тупик. Например, довольно сложно, не задумываясь, ответить на вопрос «Чего ты хочешь?». Незнание и непонимание позволяют нам задаваться вопросами, пробовать, познавать, развиваться.
На вопрос — «чего ты хочешь?» — у большинства из нас часто нет ответа, если наша умная знающая голова не спешит нам его поспешно дать. Мы не рождаемся с навыком распознавать свои желания, мы рождаемся без слов, с импульсами, аффектами, и в течении дальнейшей жизни обучаемся понимать самих себя с помощью других людей, с помощью развития сознания.
Как понять самих себя?
Каждая новая ситуация — это по сути то же рождение.
И требуется время и некоторые усилия, чтобы разобраться в том, чего мы хотим. Это невозможно знать на входе в новое.
Именно отвечая на этот вопрос — «чего ты хочешь?» — мы легко попадаем в одну из самых распространённых когнитивных ловушек — многим из нас кажется, что мы должны сразу знать ответ на этот вопрос, и если не знаем, многие из нас думают, что с нами что-то не так.
Я, может быть, сейчас раскрою большой секрет — но никто из нас не должен знать в каждый конкретный момент времени, чего он хочет. Нормально — не знать.
Преждевременное, готовое знание — скорее подмена, чем аутентичное, сообразное нам сейчас желание. Более того, желание — это часто форма, которую мы придаём энергии потребности.
Для поиска достаточно хорошей формы обычно требуется достаточное количество сил и времени.
Я когда задаю этот вопрос себе или своим клиентам — чего ты хочешь? — я его задаю не потому, что жду стремительного ответа на него, я его задаю чтобы человек сфокусировался на себе, на окружающем мире, чтобы он дал себе возможность настроиться на своё тело, на свои эмоции, заглянул в свою душу, послушал, что с ним происходит прямо сейчас и куда его направляет его сознание.
Туда, куда оно ведёт, куда течёт энергия сознания — там как раз и может быть ответ на этот вопрос.
Мы, люди, также не должны СРАЗУ ЗНАТЬ и СРАЗУ ПОНИМАТЬ в каждой конкретной ситуации.
Незнание и непонимание — процессы, позволяющие задаваться вопросами, быть открытыми ситуации, пробовать, познавать, двигаться, развиваться.
Знания и понимание, особенно не проверяемое, а привычное, стереотипное, часто доведённое до автоматизма — скорее то, что блокирует развитие, делает восприятие мира и себя в нём застывшим, забирает у человека свободу, но гарантирует ему безопасность.
В каких-то ситуациях это именно то, что нужно — на производствах, в делах, требующих предельной точности в функциональном исполнении, но во множестве житейских, бытовых ситуаций, в отношениях- однозначное знание и понимание — это то, что держит человека на месте, делает его застывшей глиной, способствует застреванию его психического развития.
Автор Швец Алена