Мария Монтессори – знаменитый итальянский педагог, ученый и врач. Предложенная ею система развития детей не получала одобрения в СССР, ее труды не переводились, а имя было известно только в узких кругах. В последнее время о «методе Монтессори» можно услышать практически в каждой частной школе, при этом сами педагоги нередко весьма далеки от ее идей. Имя Монтессори обросло мифами, излюбленным аргументом ее противников является тот факт, что сын педагога до 10 лет воспитывался в другой семье. Есть ли в этом доля правды?
В многочисленных дискуссиях о Марии Монтессори часто забывают одно немаловажное обстоятельство: она родилась и выросла в то время, когда для женщин путь в науку и медицину был попросту закрыт. Мария Монтессори появилась на свет в 1870 г. в Италии, и с самого детства демонстрировала необычные для девочки интересы. Учеба ей давалась легко, а больше всего ее увлекала математика. В 12 лет она сделала первый шаг на пути борьбы со стереотипами, которой затем посвятила всю жизнь. Ей не только удалось поступить в техническую школу, куда до этих пор принимали только мальчиков, но и с успехом ее окончить. Еще в те времена Мария начала задумываться о том, возможно ли создать такую систему обучения, при которой не подавлялась бы личность учащегося.
Следующим шагом стало поступление в университет. Однако высшее образование и медицинская практика на тот момент в Италии тоже были исключительно мужской привилегией. Хотя отец не одобрял выбора дочери, ему все же пришлось ее поддержать. В 25 лет Мария Монтессори стала одной из первых в Италии женщин-врачей. Кроме того, она одной из первых в своей стране получила ученую степень доктора наук.
Одна из первых женщин-ученых и врачей в Италии
В университетской клинике Мария впервые увидела детей с нарушениями в развитии и обратила внимание на то, что они были предоставлены сами себе. Занявшись частной врачебной практикой, Монтессори параллельно изучала труды по педагогике и начала работать с детьми, у которых были задержки в развитии. Этот факт позже стал одним из аргументов противников системы Монтессори, которые утверждали, что эта методика неприменима в воспитании и образовании обычных детей. Однако она работала и с детьми без нарушений в развитии и более полувека вела разноплановую работу в области педагогики. Мария Монтессори сформулировала принципы воспитания детей, которые могут быть универсальными для всех родителей и считаются основами развития самостоятельной личности, когда с самого раннего возраста ребенка учат одеваться, умываться и осваивать элементарные бытовые навыки.
Больше всего дискуссий сегодня возникает из-за того, что сын Монтессори до 10 лет жил в другой семье. Те, кто пытается доказать несостоятельность системы Монтессори, часто используют этот факт в качестве главного аргумента – мол, педагог, не занимавшийся воспитанием собственного ребенка, не может предложить результативной методики. Однако на самом деле все было не совсем так.
Мария Монтессори с сыном Марио
Со своим избранником, доктором Джузеппе Монтессано, Мария не состояла в законном браке, так как его мать не дала на это своего согласия. Кроме того, ей пришлось бы оставить карьеру после замужества. Монтессори пришлось пойти на компромисс ради возможности заниматься научной и общественной деятельностью. Но поскольку их сын Марио считался незаконнорожденным, во избежание скандала его отправили в деревню к дальним родственникам, где он и воспитывался до 10 лет (по другим данным – до 15). При этом мать виделась с ним каждые выходные и участвовала в его развитии и образовании в не меньшей степени, чем большинство семей, нанимавших для своих детей гувернеров.
После того, как Мария Монтессори забрала ребенка к себе, они не расставались до конца ее дней, хотя официально она признала его своим сыном только в посмертном завещании – до этого он считался ее племянником. Впоследствии он стал ее соратником и продолжателем дела ее жизни. Марио Монтессори внес большой вклад в развитие педагогики и распространение гуманистического образования и методики своей матери во всем мире.
Мария Монтессори с детьми
Главной целью Монтессори видела такую организацию деятельности ребенка, при которой у него была мотивация к саморазвитию и самообучению, исключая авторитарное вмешательство взрослых. Один из мифов о системе Монтессори – поощрение вседозволенности. На самом деле вмешательство взрослых ограничивалось в том случае, когда ребенок успешно справлялся с каким-либо действием самостоятельно, что должно было развивать уверенность в собственных силах. При этом предполагалось соблюдение определенных правил. Каждый ребенок занимался в своем собственном темпе и сам выбирал вид деятельности и продолжительность занятий.
Среди спорных моментов системы Монтессори обычно называют ее направленность на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления при слабом внимании к творческой и эмоциональной сферам, а также к сюжетно-ролевым и подвижным играм. Часто ей ставили в укор то, что она не любила сказок и не читала их детям. И это не миф – Мария Монтессори действительно считала, что большинство итальянских сказок слишком жестоки и заканчиваются торжеством зла, поэтому она предпочитала читать детям истории о происхождении мира, о тайнах океана и вселенной.
Главные принципы системы Монтессори