Любой ответ себе на такие вопросы – это приглашение «копнуть глубже»
Готов ли я взглянуть правде в лицо?
Дженет Коннер в своей книге Writing Down Your Soul: How to Activate and Listen to the Extraordinary Voice Within (Conner, 2008) приводит примеры четырех типов неконструктивных форматов вопросов, адресуемых пишущими в дневник самим себе и Миру.
Она пишет о том, что «закрытые вопросы» (те, ответом на которые может быть «да» или «нет») лучше всего адресовать самому себе, например: «Готов ли я взглянуть правде в лицо?» или «Действительно ли я хочу стать более эмпатичным, способным к состраданию человеком?»
Любой ответ себе на такие вопросы – это приглашение «копнуть глубже». Будучи адресованными Миру (как его ни назови), «закрытые» вопросы гораздо менее эффективны для понимания своей жизни и судьбы.
Люди очень часто задаются вопросом «почему», в смысле, «какова причина того или иного события или переживания в моей жизни». «Почему это случилось со мной?..» Это не самый конструктивный из вопросов для самопознания, хоть и распространенный. Нет гарантии, что причину вообще удастся найти; нет гарантии, что удастся найти «единственно правильную», истинную причину; а даже если и удастся – нет гарантии, что знание этой причины поможет человеку изменить свою жизнь в желаемую сторону.
Чаще всего «причинами» наших выборов и состояний оказываются поступки других людей в прошлом, на которые мы повлиять из «сейчас» не можем. В разных психотерапевтических традициях вопрос «почему» считается не самым лучшим из возможных (в частности, еще и потому, что он часто вызывает ассоциации из детства с «Почему ты это сделал?!» — и желание оправдываться и защищаться). Однако в форме «почему важно» этот вопрос приобретает совсем другой оттенок и значение. Он становится вопросом о ценностях и смыслах: «Почему вам важно было поступить в той ситуации так, а не иначе?» В таком виде он оказывается вполне признанным.
Еще один из типов вопросов, которые Коннер считает неконструктивными для самопознания, это вопрос о сроках: «Когда в моей жизни произойдет желаемое или перестанет происходить нежелательное?» Более конструктивная версия подобного вопроса – это: «Как мне нужно измениться / что мне нужно начать делать по-другому, чтобы в моей жизни произошло желаемое или перестало происходить нежелательное?»
Последний тип неконструктивных вопросов по Коннер – это вопросы о другом человеке. Когда мы ведем дневник, особенно когда письменные практики становятся для нас формой духовной практики, имеет смысл писать именно о себе – о своих переживаниях, об их смыслах, о собственном развитии. Писать для того, чтобы как-то повлиять на поведение другого человека – не эффективно. Поведение другого человека может измениться после того, как изменится наше собственное поведение – вследствие изменившегося в ходе письменных практик самопонимания.
Конструктивные вопросы
Дженет Коннер в свое время начала коллекционировать эффективные, «работающие», конструктивные вопросы, которые можно применять для письменного самоисследования, и в ее коллекции более 200 подобных вопросов. Они составляют пять основных категорий.
1. Вопросы, поддерживающие развитие осознанности. Например (в моем выборочном пересказе):
- «Где я чувствую, что застрял(а) в своем движении? Что мне мешает?»
- «С чем мне сейчас необходимо разобраться в первую очередь? Какие решения нужно принять?»
- «Какие условия мне необходимы, чтобы принять правильное решение?»
- «Как я отношусь к тому, что я чувствую по поводу происходящего?»
- «От чего я отворачиваюсь, надеясь, что оно как-нибудь само исчезнет из моей жизни?»
- «Что мне нужно, чтобы быть в большем ладу с собой?»
- «Какие «части меня» сейчас хотят быть услышанными?»
- «В какие моменты в течение дня я чувствую себя наиболее счастливой?»
- «Что крадет у меня мою энергию? Где теряется моя энергия?»
- «Чему мне сейчас более всего необходимо научиться?»
- «Какие перемены грядут в моей жизни? Как я их распознаю?»
- «Какой «продукт» производят мои тревоги и беспокойства? Что они вносят в разные области моей жизни?»
2. Вопросы, поддерживающие развитие понимания и осмысленности. Например:
- «Какие мои решения привели меня в ту точку, где я сейчас нахожусь? От каких альтернатив я отказалась?»
- «Что я делаю, чтобы отвлечься от важного?»
- «Какие силы и способности мне нужны, чтобы стать более честным с собой и другими?»
- «Какие мои убеждения легли в основу этого решения, этого поступка?»
- «Какими мыслями, словами и действиями я подрываю свои собственные усилия, как я саботирую свое движение к мечтам, свое стремление действовать в соответствии со своими ценностями?»
- «Что до сих пор мешало мне заняться тем, что для меня действительно важно?»
- «Что «жмет мне на кнопки», запускает во мне автоматические поведенческие паттерны, которые мне хотелось бы изменить?»
- «Каким тоном и какими словами я разговариваю с собой?»
- «Что из того, что я делаю в повседневной жизни и на работе, я чувствую себя «вынужденным» делать? Как это для меня субъективно отличается от того, что я действительно хочу делать?»
3. Вопросы, способствующие глубинному самопониманию. Например:
- «Какие свои стороны я не хочу принять? Что изменилось бы, если бы мне удалось их принять?»
- «От чего я прячу голову в песок, как страус? Какого жизненного опыта и переживаний я избегаю? Сколько времени своей жизни я провожу «в позе страуса»?»
- «Что я делаю «на автопилоте», воспроизводя поведенческий паттерн, который мне не особенно нравится? Как этот паттерн моего поведения влияет на окружающих меня людей?»
- «Есть ли у меня привычная маска – косная форма самоподачи и общения? Или не одна?»
- «Чего я в глубине души боюсь больше всего?»
- «Каково мое призвание? Что я делаю в те моменты, когда чувствую себя собой – в высшем и лучшем смысле?»
- «В какие моменты я испытываю внутреннюю цельность?»
- «Отражает ли моя самоподача, мое внешнее окружение мой внутренний мир? Насколько, каким образом?»
- «Что я могу сделать, чтобы в моей жизни стало больше любви?»
- «Как я могу вернуть себе свою силу? Какова будет цена этого?»
- «Что есть сокровенное желание моего сердца? Как оно возникло?»
- «Ответ на какой вопрос я сейчас больше всего боюсь узнать?»
4. Вопросы, способствующие представлению и вызреванию предпочитаемого будущего. Например:
- «Что запрещает мне мечтать?»
- «Как я распознаю непривычные, возможно – грандиозные, но, тем не менее, реальные возможности?»
- «Как выглядела бы и переживалась бы изнутри моя жизнь, если бы то, чего я хочу и о чем мечтаю, сбылось?»
- «Чем бы я занималась, если бы меня вообще ничто не ограничивало?»
- «Какой след мне бы хотелось оставить в мире?»
- «Что я могу сделать, чтобы во внешнем мире воплотилось лучшее из содержаний моего внутреннего мира?»
- «Верю ли я в то, что могу изменить свою жизнь, могу так или иначе изменить мир? Как я знаю это?»
- «Что мне нужно делать и каким образом, чтобы проявить в мире то, к чему я стремлюсь?»
5. Вопросы, поддерживающие проявление, творение предпочитаемого будущего. Например:
- «Что сейчас важнее всего? О чем мне нужно сейчас спрашивать?»
- «С чего мне нужно начать движение к предпочитаемому будущему?»
- «Что может поддержать меня в движении в предпочитаемом направлении?»
- «Какое минимальное изменение я могу совершить уже сейчас?»
- «Что мне нужно отпустить, от чего освободиться, чтобы мочь жить так, как мне хочется?»
- «Как мне чувствовать себя спокойнее, несмотря на неизвестность будущего?»
- «Что находится в разрыве между тем, как дела обстоят сейчас, и тем, чего я хочу? Как мне преодолеть этот разрыв?»
- «Что нужно сделать сегодня?»
Автор Дарья Кутузова