Пиры, маскарады и другие способы избежать всеобщей паники…
Страх перед коронавирусом растет на глазах. Что ж, в истории человечества случалось немало вспышек болезней, которые наводили на людей ужас. Эти эпидемии нашли свое отражение в литературе, и мы решили вспомнить, как герои знаменитых произведений спасались от опасности.
Поселиться на вилле и травить байки
Пожалуй, лучший способ если не спастись от эпидемии, то хотя бы избежать всеобщей истерики, придумали персонажи Джованни Боккаччо. Семь девушек и трое юношей во время вспышки чумы 1348 года уехали за город и коротали время, рассказывая друг другу байки.
За две недели герои вспомнили сотню историй, среди которых анекдоты, религиозно-нравоучительные «примеры» (нередко с эротическим оттенком), любовные рассказы и многое другое. В итоге «Декамерон», написанный в середине XIV века, стал одной из самых остроумных и жизнерадостных книг эпохи Возрождения.
Устроить маскарад, чтобы Смерть тебя не узнала
Если лекарства и прививки не помогают, можно попробовать спрятаться… Принц Просперо, герой новеллы Эдгара По «Маска Красной смерти», заперся в замке со своими приближенными, в то время как простые люди умирали от эпидемии. Крепкие засовы и толстые стены казались надежной защитой, и беззаботный принц устроил маскарад, чтобы повеселить себя и других «пленников».
По законам жанра ровно в полночь на празднике появился таинственный незнакомец в маске, изображающей больного чумой. Разгневанный Просперо бросился на него с кинжалом, но упал замертво, а за ним и все обитатели замка. Как видите, затворничество оказалось малоэффективным способом, да и Смерть дразнить не стоило…
Пировать в эпицентре заражения
Однако не все писатели согласны с тем, что подначивать костлявую — это плохая идея. Герои Пушкина, например, накрыли стол в центре зараженного города, аргументируя это тем, что в их домах слишком тоскливо и они не хотят там оставаться. Священник попытался усовестить молодых людей, и вроде бы у него это получилось. От идеи пировать они не отказались, но об умерших родственниках задумались.
Сюжет «Пира во время чумы» Пушкин заимствовал из пьесы шотландского поэта Джона Вильсона «Чумной город», а темой заинтересовался во время первой в истории России эпидемии холеры.
Не распространять свои бациллы на кого попало
В научно-фантастическом романе «Марсианские хроники» есть небольшой эпизод, который за громадной проблематикой текста мало кто замечает. Это разговор марсианина и Томаса Гомеса, одного из героев повествования. Один говорит о живом, процветающем городе, другой — о развалинах и запустении. Это странный эпизод пересечения во времени, где марсианин, живший в прошлом, встречает на своей планете землянина из будущего.
По сюжету жители Земли, прибывшие на Марс, во многом проигрывали сильным и смелым аборигенам, однако зараза, принесенная колонизаторами, полностью уничтожила местную цивилизацию, и на момент повторного заселения планета была пуста. Без сомнения, Рэй Брэдбери намекал на колонизацию Америки и болезни, которые были принесены европейцами на континент.
Собирать всю доступную информацию о болезни
Герой «Дневника чумного города» интересуется всем, что касается эпидемии бубонной чумы, вспыхнувшей в Лондоне в 1655 году. Он подробно фиксирует число жертв, записывает анекдоты, а также дает подробный рассказ о том, что видит своими глазами. Даниель Дефо позиционировал свою книгу как роман, созданный почти сразу после описываемых событий, но в момент эпидемии будущий писатель был пятилетним мальчиком. «Дневник чумного города» вышел в 1722 году, а в его основу, скорее всего, были положены мемуары дяди Дефо.