Любое препятствие — это не тупик…
В юности его учитель живописи доверил да Винчи написать голову ангела в картине «Крещение Христа». Когда Верроккьо увидел то волшебство, которое сумел сотворить на холсте Леонардо, он в сердцах сломал свою кисточку, и поклялся больше никогда не писать картин.
А какие Леонардо оставил после себя записные книжки!
Его списки дел больше напоминают поэму:
«Показать, как образуются и распадаются облака, и почему одна волна кажется более синей чем другая, описать причины снега и града, и как в воздухе образуются новые очертания и новые листья на деревьях, и сосульки на камнях в холодных местах».
Изобретатель писал левой рукой невероятно мелкими буквами, справа налево, переворачивая все буквы в зеркальном изображении. Знаменитый «почерк Леонардо».
Он говорил загадками, сыпал метафорами, составлял ребусы. Вместо подписи на своих произведениях художник ставил специальные опознавательные знаки. Например, на некоторых его полотнах можно обнаружить символическую взлетающую птицу.
А при созерцании его шедевров, в том числе «Моны Лизы», захватывает дух и сейчас. Все дело в принципе рассеяния. Предметы на полотнах художника не имеют четких границ: все размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию.
Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы. Благодаря такому эффекту и появилась мерцающая улыбка Джоконды.
Леонардо да Винчи принято считать одним из гениев итальянского Возрождения. Думаю, это не соответствует истине. Он уникален: ни до него, ни после в истории не существовало подобного человека. Кем же он был?
Как архитектор, он принимал участие в строительстве кафедральных соборов. Флорентиец оказался единственным, от кого пошли проекты церквей, когда алтарь помещается посередине (пуп человека), а молящиеся — равномерно вокруг.
Как изобретатель он разработал чертежи вертолета, танка, управляемой ракеты, подводной лодки, миномета, парашюта и других чудес.
По мелочам им были изобретены:
- выдвижная пожарная лестница,
- трехскоростная коробка передач,
- винторез,
- велосипед,
- дыхательная трубка для водолазов,
- вращающаяся сцена,
- шариковый подшипник,
- складная мебель и многое другое.
Его «Канон пропорций», где изображен человек, вписанный в квадрат, стал общеизвестным символом. А еще Леонардо первым нарисовал строение внутренних органов, изучил внутриутробное развитие плода и сделал гипсовые слепки мозга.
Гениальный ученый на 40 лет раньше Коперника записал большими буквами: «IL SOLE NO SI MUOVE» — «Солнце не движется». И за 200 лет до Ньютона открыл закон всемирного тяготения:
«Любая тяжесть имеет свойство падать в направлении центра самым коротким путем. Вся Земля должна быть шарообразной».
Как обычный человек смог все это совершить? Он и умер необычно — на руках короля Франсиска I, прося прощения у Бога и людей, что «не сделал для искусства всего, что мог бы сделать».
Думаю, нелишне прислушаться к урокам жизни человека, навсегда пережившего свое время. Тем более, что выглядят они, на мой взгляд, абсолютно логично.
Итак, выводы:
1. Не стоит быть кем-то одним. Можно разрешить себе искать себя всю жизнь и пробовать все в новых и новых ролях. Это нормально!
2. Любое препятствие — это не тупик, это возможность попробовать себя в чем-то другом.
3. Важно идти своим путем. Отец Леонардо, будучи нотариусом, пытался долгое время приобщить его к семейной профессии. Хорошо, что у него это не получилось.
4. Если какое-то дело «не идет» — переключитесь на другое! Леонардо никогда не спешил закончить произведение, ибо незаконченность — обязательное качество жизни. Окончить — значит убить!
5. Медленно — не всегда плохо. Медлительность творца была притчей во языцех, он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде.
Знаменитый портрет Моны Лизы автор рисовал в течение четырех лет, в итоге портрет так и остался у Леонардо, и теперь мы можем его наблюдать в Лувре. Сделай он его во время и в срок, мы о нем, возможно, так никогда и не узнали бы.
По материалам: Молодость как личная реальность